суббота, 29 апреля 2017 г.

ПРОВЕРКИ ОТ ГОСТРУДА 2017: ИНСПЕКТОРЫ «СТАРЫЕ», ПРАВИЛА НОВЫЕ



Последнее время украинский законодатель прикладывает множество усилий к усовершенствованию механизмов контроля и регулирования трудовых отношений. Первым этапом в усовершенствовании механизмов контроля трудовых отношений можно назвать установление огромных штрафов за не оформление трудовых отношений, не допуск инспектора к проверке.

Последующим этапом – принятие 26 апреля 2017 года Постановления Кабинета Министров № 295 (Далее ПКМУ № 295), которым установлен порядок проведения проверок инспекторами труда, только теперь проверки будут называться инспекционными посещениями.

В частности ПКМУ № 295 предусмотрено, что инспектор труда при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных ПКМУ № 295 от 26.04.2017, самостоятельно и в любое время суток имеет право проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.

Исходя из положений ПКМУ № 295, напрашивается вопрос: «А что инспектор может прийти и ночью, ведь сказано же в любое время суток? А как же быть, если предприятие не работает в ночное время, не посчитается ли это не допуском инспектора к проверке?». Ведь, как известно, за не допуск инспектора труда к проведению проверки по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений работодателю грозит штраф в размере 320 000 грн.

Согласно ПКМУ № 295 в случае отсутствия объекта посещения или уполномоченного им лица по местонахождению (адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, других документах, послуживших основанием для проведения посещения), составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения с указанием соответствующих причин.

То есть в случае отсутствия уполномоченного лица по местонахождению объекта проверки, а такое лицо (директор) вряд ли будет «караулить» инспектора ночью, должен быть составлен акт о невозможности проведения проверки, но не акт о не допуске инспектора к проверке.

Какой же документ дает право инспектору провести инспекционное посещение, и обязан ли он предупреждать объект проверки о своем визите?

Уведомлять о своем визите или нет, инспектор решает исключительно на свое усмотрение, так как если он посчитает, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционному посещению, то он придет без предупреждения.

Для проведения посещения инспектору достаточно иметь при себе служебное удостоверение. Но форма такого удостоверения должна быть утверждена решением Министерства социальной политики. При этом если на момент проведения инспекционного посещения на официальном сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики об утверждении форм служебного удостоверения инспектора труда, а также форм актов, справок, предписаний, требований, перечня вопросов, подлежащих инспектированию, работодатель имеет право не допускать инспектора к проведению инспекционного посещения.

И самое главное, что же может быть основанием для инспекционного посещения?

Основанием для проверки – инспекционного посещения могут быть:

- несоответствие количества работников работодателя объемам производства к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

- задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное
страхование в размере, превышающем 704 грн. за каждого работника;

- увелечение в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного
рабочего времени на 20 и более процентов; 

- выполнение работ по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года, а также, если количество работников работающих на условиях гражданско-правовых договоров превышает 30 и более процентов всех работников;

-работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной
платы в отчетном месяце;

- не проведение в течение года индексации заработной платы или сумма повышения
заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации.

Вышеуказанную информацию инспекторам труда могут сообщать Госстат, ДФС и Пенсионный фонд Украины.

Также, поводом для инспекционного посещения может служить сигнал, полученный инспекционными органами от работника, в отношении которого были допущены нарушения его трудовых прав, обращение от контролирующих органов, решение суда.

Подводя итог можно сказать, что законодатель прилагает все возможные усилия, чтобы не допустить произвола среди работодателей и защитить трудовые права граждан. Каких изменений в трудовом законодательстве стоит ожидать в дальнейшем – неизвестно, но можно лишь посоветовать работодателям придерживаться установленных законом правил. А если с этим возникают проблемы – трудовая инспекция всегда начеку.



Юрист ООО «САТОРИ МЕНЕДЖМЕНТ» Горбатюк Марина

Комментариев нет:

Отправить комментарий