четверг, 11 июля 2013 г.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОВЕРКИ «УПРОЩЕНЦЕВ» С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА



Трудоспособности Миндоходов можно только позавидовать! Так, очередным шагом в «налоговой революции» является утверждения порядка проведения  электронных проверок.

03.06.2013г. № 143 Миндоходов приказом утвердило порядок проведения электронных проверок, который зарегистрирован Минюстом 13 июня 2013 г. за N 950/23482 и вступает в действие с 1.01.14 г. (далее - Приказ 143)

С понятием «электронная проверка» установленном п.п. 75.1.2. НКУ дальновидные налогоплательщики уже должны были столкнуться, изменения в данный пункт были внесены 20.11.2012 р.  Законом N 5503-VI.

Напомним, что электронная проверка является документальной невыездной внеплановой  проверкой и проводится при наличии заявления налогоплательщика.

Заявление на проверку налогоплательщик должен подать за 10 календарных дней до ожидаемого (?) начала проведения электронной проверки. Подчеркнем: из определения следует, что данный вид проверок является ПРАВОМ налогоплательщика. Т.е. налогоплательщик имеет право инициировать проведение электронных проверок самостоятельно.

Интересным является  нюанс - «за 10 дней до ожидаемого  начала», т.е так как электронная проверка это внеплановая проверка, а внеплановая проверка проводится по сути без предупреждения, поэтому «предвидеть» внеплановую проверку инициированную органом ГНС, и заменить  ее на электронную налогоплательщик не сможет. Остается один способ ее  «ожидать» - позвать на проверку ГНС добровольно !!!

При этом не стоит питать лишних иллюзий, что такая проверка освободит налогоплательщиков от документальных плановых проверок. Очевидно, что полезна такая проверка может только для налогоплательщиков, которые  прекращают свою  деятельность, и то не для всех.

Существует также важное условие для проведения электронной проверки – заявление на проверку должен быть подано налогоплательщиком с незначительной степенью риска. Критерии  для таких налогоплательщиков, установлены только  в Методических рекомендациях, утвержденных Приказом ГНС Украины от 01.04.2011г. № 190. Так, согласно п. 4.2.3. этого приказа к налогоплательщикам с незначительной степенью риска относятся налогоплательщики, у  которых:
·         сумма сомнительной задолженности может превысить 10% суммы валовых затрат;
·         может иметь место быть несвоевременное начисление  и оплата НДС;
·         адрес субъекта хозяйствования принадлежит к адресам, которые при государственной регистрации указываются как местонахождение многими юридическими лицами;
·         субъект хозяйствования повторно регистрируется плательщиком НДС в случае аннулирования свидетельства плательщика по инициативе налогового органа.

Кроме этого, согласно п. 16 подраздела 10 "Других переходных положений" раздела XX "Переходные положения" НКУ электронные проверки проводятся в отношении налогоплательщиков:
·         применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности - с 1 января 2014;
·         субъектов микро-, малого и среднего бизнеса - с 1 января 2015;
·         других налогоплательщиков - с 1 января 2016.

Таким образом, ближайшими  налогоплательщиками, которые могут  воспользоваться данным инструментом «снижения фискального давления» являются – «упрощенцы». Остается вопрос «Как?»

П. 2.2. Приказа 143 установлено, налогоплательщиком в заявлении, кроме общих учетных данных, в обязательном порядке указывается информацию о:
·         налоговых периодах хозяйственной деятельности, подлежащих проверке;
·         системе налогообложения;
·         перечене налогов, которые будут проверены во время электронной проверки;
·         ведение в электронном виде бухгалтерского учета;
·         ведение в электронном виде первичных документов, которые подтверждают правомерность ведения бухгалтерского учета;
·         предоставление вместе с заявлением документов в электронной форме с электронной подписью, связанные с начислением и оплатой налогов и сборов;
·         способе предоставления документов для электронной проверки (с помощью канала, которым передается электронная отчетность, или электронного носителя информации).
Поэтому,   органам ГНС налогоплательщик должен подать документы в электронной форме (на то она и электронная проверка!), которые связаны с начислением налогов и сборов, с электронной подписью. Т.е. такие документы должны создаваться налогоплательщиком в электронном виде и храниться на электронных носителях информации, для чего, естественно, необходима специальная программа по созданию данных электронных документов. Недаром  же ГНС распространяет в массы бесплатные электронные ключи и программы для электронной сдачи отчетности!

Однако, согласно п. 296.1. НКУ Плательщики единого налога ведут учет в порядке, определенном его подпунктами 296.1.1 - 296.1. В частности в соответствии с  п.п. 296.1.1. Плательщики единого налога первой и второй групп и плательщики единого налога третьей и пятой группы, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отражения полученных доходов. Не о каких первичных документах для этих плательщиков речь не идет. (На практике это, правда, далеко не так).


Таким образом, налогоплательщикам «упрощенцам», для того чтобы воспользоваться своим правом электронной проверки с 1 января 2014 года  прежде всего, следует обеспечить себя всеми «электронными инструментами» и как минимум вести книгу учета дохода с помощью программного продукта, который поддерживает налоговый сервис сдачи  отчетности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий