Не так давно в СМИ объявили о признании противозаконной продажи банками кредитов факторинговым компаниям.
«Выкупать проблемные долги смогут только банки» гласила новость.
Если говорить вкратце, то проблема заключалась в следующем. В 2009 году Госфинуслуг выдали распоряжение №231 «Про віднесення операцій з фінансовими активами до фінансових послуг» , в котором к числу финансовых услуг относилось, в частности, приобретение права денежного требования к лицам – субъектам хозяйственной деятельности. В то же время, гражданское законодательство, разъясняя суть договора факторинга, закрепляет сторону обязательства как должника, без уточнения его правового статуса. Таким образом, вышеупомянутое Распоряжение нормам действующего законодательства не соответствовало.
Судебное разбирательство, на которое ссылались авторы статьи, берёт своё начало в 2011 году. Истец обратился в суд с требованием о признании Распоряжения №231 незаконным. К сожалению, ни решение суда первой инстанции, ни апелляционного суда сторон не удовлетворили. Решение Высшего административного суда по этому делу от 2016 года вовсе не связано с признанием факторинга законным или незаконным. Проанализировав материалы дела, а также решения окружного и апелляционного суда, Высший административный суд пришёл к выводу всего лишь о несоответствии предыдущих решений нормам процессуального права, что и привело к их отмене. Кроме того, Высший административный суд выявил отсутствие в деле фактических данных, необходимых для вынесения полного и верного решения и постановил о необходимости отправить дело на рассмотрение судом первой инстанции.
Однако, дальнейшее рассмотрение дела является бессмысленным, так как решением Нацкомиссии от 2015 года постановление №231, за признание незаконности которого боролся истец, было отменено. Следовательно, как говорят в народе: «На нет и суда нет».
Помимо этого, стоит обратить внимание на постановление Нацкомисси от 06.12.2014. Пункт второй части первой указанного положения относит приобретение право денежного требования, к должникам по договору к перечню финансовых услуг. То есть, прямого или косвенного запрета на выкуп другими лицами долгов у банков ни суд, ни законодатель не закрепил. Как следствие можно сделать вывод, что сведения, приведённые в вышеуказанной статье, являются не столько недостоверными, сколько неверно истолкованными.
ⓒ Шарапова Анна
Комментариев нет:
Отправить комментарий