В соответствии с концепцией нового валютного регулирования Национальный банк Украины продолжает политику либерализации условий инвестирования за границу. Данная либерализация проводится за счёт постепенной стабилизации ситуации на валютном рынке.
В связи с введением новой политики бизнес получил возможность инвестировать за границу 2 млн. долларов в эквиваленте на основании одной валютной лицензии за один календарный год.
Кроме того, Национальный банк установил дифференцированную систему получения лицензий, которая зависит от суммы инвестиции за границу.
Так, при сумме инвестиций за границу менее 50 тыс. долларов, помимо заявления, достаточно будет предоставить несколько других документов в зависимости от вида инвестиции и типа инвестора.
В то же время для инвестиций в сумме более 50 тыс. долларов вводится развернутый перечень документов, который поможет Национальному банку предотвратить использование валютных лицензий для схемного оттока капитала.
В частности, резидент должен дополнительно подтвердить экономический смысл операции, наличие у него прозрачных источников средств для ее проведения; предоставить развернутую информацию о конечных бенефициарных владельцах субъектов инвестиционной операции.
Национальный банк подчёркивает, что такие шаги позволят улучшить условия ведения юридическими лицами внешнеэкономической деятельности, и, вместе с тем, не будут способствовать проведению экономически необоснованных операций по выводу средств за пределы Украины.
При возникновении вопроса о том, действительно ли необходима Украине данная политика, нужно обратить внимание на тот факт, что Украина инвестирует достаточно большое количество средств в иностранную экономику, в частности, в экономику Европейского Союза.
По данным Госстата Украины за 2017 год, состоянием на 01 апреля, 6117,7 миллионов долларов было инвестировано в страны ЕС. 5930,8 миллионов украинских инвестиций достались Кипру (что совершенно неудивительно, так как Кипр является крупнейшим в мире оффшором и любим не только украинскими инвесторами). Латвии и Польше досталось чуть меньше, 69,8 и 49,6 миллионов соответственно. Другие страны Союза обошлись скромными 67,5 миллионами.
При этом странно выглядит политика НБУ, если еще только в декабре 2016 года, он вообще, запрещал выдачу индивидуальных валютных лицензий.
А на фоне того, что вывод капитала у нас, практически всегда, осуществляется, банальным перемещением кейса, чемодана, фуры через границу, индивидуальное валютное лицензирование и его расширение выглядит как часть законодательной ширма "правовое государство", которую подкрасили....